«Мотивация заработать на сельском хозяйстве, конечно, хороша, но не очень она себя оправдывает». Сельхозкомпании занимают лишь 1% в общем объеме предложений готового бизнеса.
Средняя цена готового агробизнеса в Екатеринбурге в III квартале 2017 г. упала на 22% и составила 10,8 млн руб., такие данные приводятся в исследовании Avito. При этом сельхозкомпании продолжают оставаться самой дорогой и дефицитной категорией готового бизнеса, на них приходится только 1% в общем объеме предложений:
Самое дорогое предложение в категории на данный момент — молочная ферма на 400 голов породистого скота за 120 млн руб., самое дешевое — помещение, оборудованное под теплицу, за 80 тыс. руб. Для сравнения, средняя цена готового бизнеса в Екатеринбурге в III квартале 2017 года составила 4,3 млн руб., за квартал показатель вырос на 21%, а за год — на 72%, — отмечают аналитики.
Независимый финансовый аналитик Константин Селянин в беседе с УрБК отметил, что агробизнес остается высокорискованным вариантом инвестиций:
Несмотря на такой опережающий рост сельского хозяйства в последние годы, я бы не стал туда вкладывать. Сельскохозяйственный бизнес, в отличие от других, несет гораздо больше предпринимательских рисков в связи с тем, что он зависит от погоды. Это совершенно неподвластный нам фактор.
О том, что фермерские хозяйства испытывают трудности, ранее DK.RU рассказывали сами предприниматели. Так владелец самой крупной в Свердловской области перепелиной фермы Сергей Баклыков выставил в 2016 г. свой бизнес на продажу. Говоря о проблемах агробизнеса, г-н Баклыков акцентировал внимание на закредитованности хозяйств:
Мотивация заработать на сельском хозяйстве, конечно, хороша, но не очень она себя оправдывает. Недавно наш министр сказал, что в сельском хозяйстве рентабельность 13%. Может, так и есть. В любом случае, это не суперприбыльное дело. Столько лет в кредитах сидим, хочется раздать уже их и пожить спокойно. Да и давят со всех сторон. Вроде бы работаешь один, нет у тебя ни директоров, ни большого штата, думаешь, как же хорошо. А оказывается, есть потребнадзор, сельхознадзор, ветеринария, в общем, проверяющие, которые тебя воспитывают. Еще одна проблема — сейчас фермерам тяжело в магазины заходить. Когда я начинал работать с сетями в 2002 г., рынок пустой был. Единственная сложность была попасть в реестр. Сейчас еще больше ужесточили правила — электронный товарооборот, отчетность, обычный фермер не сможет зайти в сети. Конкуренция огромная.
Экс-владелец фермерского хозяйства «Русское подворье» Дмитрий Панов который в 2017 г. вышел из агробизнеса, среди прочих проблем фермерских хозяйств отмечал дефицит земель:
Оказалось, самая большая проблема — найти землю. Мне нужно было много земли, 1,5 тыс. гектаров. Пришел к главе одного района, он мне отвечает: «Где я столько возьму?» Пришел к другому, он говорит: «Ищи землю». Я год искал. Каждые выходные ездил, смотрел участки, изучал кадастровую карту. На один только бензин ушло 200 тыс. руб. Нашел землю, взял бумагу из Росреестра, что она ничья, а потом оказалось, что она уже сдана в аренду, а в администрации этого не знали. В итоге в Свердловской области я землю не нашел, нашел только в Челябинской.
Но даже если фермеру удастся найти хороший участок, позже он столкнется с большим количеством трудностей: помимо погодных факторов и разнообразных проверок возникают проблемы с подключением к сетям. Например, газ подвести в Свердловской области практически невозможно, а тарифы за электроэнергию подкашивают рентабельность. Тот же Дмитрий Панов был вынужден продать фазанью ферму из-за того, что компания-поставщик электроэнергии просто перекрыла доступ к ресурсу (колонку Дмитрия Панова о ценностях агробизнеса и выводах, которые он сделал из этой истории, читайте на DK.RU в ближайшее время).
Немаловажна и проблема спроса: фермерская продукция стоит дорого, а поставки ее нестабильны, поэтому даже рестораны зачастую выбирают крупных поставщиков. Как рассказывал DK.RU Алексей Нагорнов, который решил свернуть ресторанный бизнес, местная продукция обходится даже дороже импортной.
Мы сравнивали наших перепелок (из «Русского подворья») с французскими (официально из Франции ничего не поставляют, но мы знаем, что они оттуда). Все тушки готовились на одной жаровне, и по качеству наши фермерские были на два порядка лучше. Но французская птица обходилась нам в полтора раза дешевле. Как объяснить посетителям ресторана разницу в цене? Мне пришлось бы стоять возле каждого гостя и говорить: «Это — фермерский продукт, поэтому за салат вы заплатите больше, чем в другом ресторане». Наши фермеры не могут конкурировать с французами, которые выращивают перепелок на свежем воздухе и получают дотации, — констатирует г-н Нагорнов.
Автор: Екатерина Тарханова
Оставьте свои координаты, наш сотрудник свяжется с вами в ближайшее время.