Лидия Кузнецова встретилась с предпринимателем-женщиной, которая начала свое дело на перспективу занять себя им на пенсии, но когда вышла на пенсию, приняла решение его закрыть. С какими трудностями столкнулась Надежда К. при закрытии?
Мало кто, начиная свое дело, думает, что через некоторое время он его закроет.
Надежда К. начала заниматься клинингом в 2009 году, как раз в самый разгар кризиса. Многие в то время разорялись, или закрывались, но наша героиня задумалась о своем будущем, через семь лет маячила пенсия, ей хотелось уже сейчас позаботиться том, чем она будет заниматься в перспективе. На тот момент она работала наемным работником на предприятии, где дела, как и во всей стране, тоже шли не очень-то хорошо.
Не увольняясь, оставив за собой «запасной аэродром», Надежда открыла ИП. Рынок клининга, с ее же слов, на тот момент бурно развивался, с опорой на личные контакты и связи, а к 48 годам у каждого есть такая копилка, Надежда начала выполнять первые заказы. Очень важно, когда ты начинаешь свое дело, поддержка близких людей, наличие единомышленников. Надежде удалось найти понимание у сына, который к тому времени уже создал свою семью, он охотно подключился к идее Надежды, сформировал бригаду по «фасадному» клинингу, работа закипела.
Первоначально среди потребителей услуг Надежды, были только юридические лица, на втором этапе примерно 50% дохода стали приносить физические лица. До 2014 года дела шли в гору! Надежде удавалось совмещать свое дело с работой на предприятии, где кризис тоже миновал, дела на заводе пошли хорошо, стабильная зарплата, привычная работа. Надежда сумела так организовать свою жизнь, что пару контрольных звонков по клинингу вполне можно было сделать в течение рабочего дня на основном месте работы, один выходной полностью уходил на организационные и финансовые вопросы (планирование работы клининговой команды, бухгалтерия и т.д.), один из вечеров на неделе она занималась оформлением всех документов. То есть 10 часов в неделю, умение работать в условиях сезонности бизнеса (весной Надежда максимально пользовалась отгулами и днями за свой счет на основном месте работы), имеющаяся дополнительная профессия (бухгалтерское образование) дали возможность Надежде и ее сыну в сезон зарабатывать на клининге суммы в два раза превышающие их зарплаты в статусе наемных работников, а в не-сезон иметь хорошую добавку к заработку на «запасных аэродромах».
Могло ли такое положение дел длиться вечно? Островок стабильности в меняющемся мире? Не сказать, что масштаб своего дела стал таким, что уже можно было оставить постоянную работу и заняться только клинингом, сидеть на двух стульях получалось до тех пор, пока не начались изменения в законодательстве, в определенной части клининговых услуг возникли вопросы обязательной сертификации, обострилась конкуренция. Стало не хватать времени, затраты выросли, вышли в ноль по прибыли, потеряли крупного клиента (банк), который несколько лет размещал заказы у Надежды.
Примерно год зрело решение о закрытии. Были предприняты попытки оживить дело, искали новых клиентов, партнеров. Надежда поняла, что ее ИП существовало как форма самозанятости, для себя самой и для членов ее семьи. Развитие дела предполагало, как минимум, выстраивание системы продаж на постоянной основе, были исчерпаны ресурсы личных связей и рекомендаций.
На вопрос, что стало толчком, пусковым механизмом решения о закрытии бизнеса, Надежда отвечает – ничего. Просто пришло время. Увидела какую-то разъясняющую программу, сейчас уже и не помнит где, то ли по телевизору, то ли в интернете. Зашла в интернет – там обнаружила вполне внятную инструкцию, как закрыть ИП. Возникло ощущение, зачем тянуть старое, отжившее. Открыть и закрыть ИП достаточно легко. И вот начались 90 дней, которые были расписаны в ежедневнике по шагам.
Закрытие заняло примерно 3-4 визита в банк и пару визитов налоговую: рассчитаться по налогам, закрыть счет в банке, сдать декларацию о доходах, написать заявление в налоговой.
В свои 55 лет Надежда получила отличный опыт управления своим делом, от старта до финиша. Чему же научила Надежду эта история, длиною в 7 лет? Кстати, по данным журнала Форбс, средняя продолжительность жизни компаний на рынке 7,5 лет.
Первый вывод, который сделала Надежда, для начала любого дела нужны контакты, связи и отношения. Те связи, которые появились за 7 лет – ресурс, который позволит стартовать с новым делом.
Второй вывод, в любом деле приоритетным направлением являются продажи! «Если бы мы вовремя решили серьезно заняться продажами, все могло бы быть иначе».
Третий вывод, хорошо, когда при начале своего дела у тебя есть «запасной аэродром» и единомышленники.
Четвертый вывод, надо быть внимательным с развитию своего дела, не проморгать ту точку, в которой оно требует от тебя уже не 10 часов в неделю, или как минимум другие способы его организации. Сегодня Надежда с сыном уже ясно видят, что можно было бы отдать на аутсорсинг.
Пятый вывод, нет ничего страшного в своем деле, ни в его начале, ни в его закрытии. Это опыт, который дает тебе шанс в любой момент заняться тем, что тебе нравится.
Будет ли Надежда К. в свои 55 лет, начинать что-то еще? Обязательно!
Сейчас Надежда говорит, что берет паузу, года на два. Нужно аккумулировать средства для нового старта. А еще она ждет вызревшей идеи от сына, он ее поддержал 8 лет назад, теперь она готова отплатить ему тем же! Может быть, новый проект случится и раньше, как будут складываться обстоятельства, но некоторые события и условия они готовим сами, уже сегодня!
Оставьте свои координаты, наш сотрудник свяжется с вами в ближайшее время.