Новость месяца, которая «упакует» всю зиму 2023-2024 годов. Готово Положение о Выставке «Красный платок». Ремесленники и мастера, музейные работники и частные коллекционеры, хранители истории и культуры! Приглашаем вас принять участие в Выставке. Внимательно читайте Положение, это не формальный документ, в нем все продумано и есть даже Приложение, подводящее итоги поисковой работы творческого волонтерского практикума участников обучающего курса «Ремесленный праздник от А до Я» Мы ставим перед собой задачу – сделать Выставку настоящим праздником для её участников и для гостей.
Положение о проведении региональной выставки мастеров и ремесленников
«КРАСНЫЙ ПЛАТОК. История и культурные традиции Урала»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок и условия проведения Региональной выставки «КРАСНЫЙ ПЛАТОК. История и культурные традиции Урала» (далее - Выставка). Выставка представляет собой часть проекта «Развитие ремесленного кластера: праздники мастеровых на Урале», который реализуется при поддержке Президентского Фонда Культурных Инициатив».
1.2. Положение о проведении Выставки определяет цели, задачи, сроки, порядок проведения и условия проведения, а также категории участников и правила отбора изделий/экспонатов на Выставку.
1.3. Учредителем Выставки является некоммерческая организация, учреждение дополнительного профессионального образования «Выгодный контракт».
1.4. Организатор выставки – Ремесленный Кластер Свердловской области, созданный по инициативе некоммерческой организации «Выгодный контракт».
1.5. Партнеры Выставки: Центр традиционной народной культуры Среднего Урала, Екатеринбургский музейный центр народного творчества Гамаюн, Творческое объединение «Сысерть мастеровая», Творческое объединение «Любава», Центр развития творчества детей и юношества «ЮНТА», Хуторское казачье общество «Арамильская слобода», Общество русской народной культуры «Большая медведица», программно-технический центр «Эксперт».
1.6. Место проведения Выставки: Выставка является передвижной и будет принята в 6 (шести) городских округах Свердловской области – Арамиль, Верхняя Пышма, Екатеринбург, Заречный, Полевской, Сысерть.
1.7. Сроки проведения выставки: февраль-март 2024 года.
2. Основные цели и задачи Выставки
2.1. Основной целью Выставки является
Сохранение культурных традиций мастерами региона и передача культурных смыслов и ценностей жителям Свердловской области.
2.2. Задачи Выставки
Пробудить интерес мастеров-ремесленников к возможности современного использования элементов исторического костюма (платок) при изготовлении изделий, которые пользуются спросом у потребителей;
Проявить ценности и культурные смыслы, заложенные в платке, для посетителей выставки, показать значимость этих ценностей для современного человека;
Продемонстрировать эстетическую привлекательность и художественную ценность изделий мастеров через новое прочтение традиционного использования элементов и технологий платка;
Показать бренд Арамили как текстильной провинции Урала. Связать Выставку с текстильной историей платка в Арамили.
2.3. Целевая аудитория (потенциальные гости и посетители) Выставки: мастера-ремесленники, учащиеся и студенты образовательных художественных заведений, горожане в местах проведения выставки, туристы выходного дня, которые любят событийный туризм и предпочитают культурное проведение досуга.
3. Экспонаты Выставки
3.1. Экспонатом выставки может стать платок как самостоятельный женский головной убор или его часть, красного цвета, или с доминантой красного цвета.
3.2. Экспонат может быть создан с применением какой-либо традиционной технологии из различных материалов по выбору самого мастера (ситец, лен, шелк, шерсть, смесовые ткани), обязательно использование исторически узнаваемых мотивов. (Приложение 1). Сам элемент или рисунок и его принадлежность к народному или национальному костюму выбирается мастером самостоятельно.
3.3. К экспонату прикладывается краткое историческое описание использованного символа.
3.4. Как экспонат, по согласованию с Оргкомитетом, на выставку может быть также представлен платок из имеющейся частной коллекции, или платок от промышленного производителя, если он отвечает целям и задачам Выставки.
4. Участники Выставки
4.1. К участию в выставке приглашаются:
• Мастера, рукодельницы, умелицы; участники коллективов декоративно-прикладного творчества; творческие объединения, работающие в разных технологиях с текстилем;
• Коллекционеры, музеи, или иные организации, имеющие частные коллекции платков;
• Текстильные предприятия; предприниматели, работающие в текстильной промышленности
4.2. Участниками Выставки становятся лица, предварительно подавшие заявки, проживающие на территории Свердловской области. Возраст участников не ограничен.
4.3. Участвуя в Выставке, автор автоматически дает согласие на использование фотографий работ в рекламных целях Выставки, допускают публикацию работ целиком или их фрагментов в СМИ.
5. Порядок и условия участия в Выставки
5.1. Выставка проводится на 6 площадках городов Свердловской области в соответствии с графиком, утвержденным оргкомитетом Выставки до 15 февраля 2024 года. Продолжительность экспозиции на каждой территории от 7 до 14 дней.
5.2. Подготовку и проведение выставки осуществляет Оргкомитет. В состав оргкомитета входят участники команды проекта «Развитие ремесленного кластера: праздники мастеровых на Урале», представители партнерских организаций. Оргкомитет определяет порядок и регламент работы Выставки.
5.3. Все претенденты на участие в Выставке представляют в Оргкомитет Выставки Заявку в срок до 25 декабря 2023 года. (Приложение 2).
5.4. Организаторы формируют экспозицию Выставки за счет принятых в работу изделий.
5.5. Программа Выставки предполагает:
• торжественное открытие с приглашением мастеров и коллекционеров на каждой выставочной площадке;
• участие мастеров в демонстрационных мастер-классах;
• фото-выставку в платках – экспонатах Выставки;
• дефиле «Красный платок – красиво!»
6. Требования к работам Выставки
6.1. На Выставку принимаются работы размером 75х75 см. Платок красного цвета (с доминантой красного цвета любых оттенков). В случае изготовления платка другого размера, связанного с его традиционным использованием (например, свадебный башкирский платок), размер оговаривается отдельно и согласуется с Оргкомитетом после подачи заявки на участие в Выставке.
6.2. В авторских работах можно использовать все виды декорирования и
окрашивания платка.
Допускаются:
• роспись;
• вышивка нитью и шнуром;
• вышивка бисером, камнями, жемчугом;
• набойка;
• трафарет;
• иное.
6.3. От одного мастера допускается только одно изделие. От коллекционеров количество изделий определяется на момент заключения договора, в зависимости от уже принятых на Выставку экспонатов. Дублирующие экспонаты не принимаются.
6.4. К работе должна быть прикреплена бирка-визитная карточка с указанием данных: город, имя автора, название работы, год создания, техника исполнения, электронный адрес и телефон.
6.5. Возвращение работ осуществляется по окончанию Выставки и завершению экспозиций на всех территориях Выставки. Забрать свою работу ранее не разрешается.
6.6. Направление заявок согласно прилагаемой форме на предварительный отбор и согласия на обработку персональных данных (Приложение 2) осуществляется до 25 декабря 2023 года по электронной почте 9089284340@mail.ru , или отправить заявку можно при регистрации по ссылке https://startup50-event.timepad.ru/event/2690166/.
6.7. Оргкомитет вправе отказать в принятии работы, если она не соответствует требованиям п. 3.1-3.4; 6.1-6.4.
6.8. Работы доставляются в Оргкомитет по адресу по адресу г. Екатеринбург, пер. Университетский,11, кв.13 транспортной компанией СДЭК (с выбором офиса получения в Екатеринбурге на ул.Вайнера,51Б) или Почтой России на указанный выше адрес, или лично, по адресу: г. Екатеринбург, ул. Хохрякова, 104, библиотечный центр (часы работы: вт-пт 10:00–19:00, тел. +7 (343) 257-31-67 ) – на имя руководителя Оргкомитета – Кузнецовой Лидии Алексеевны.
7. Контакты организаторов Выставки
7.1 По возникающим вопросам можно обращаться к координатору проекта по тел. +7 906 815 48 58
Приложение 1.
От чего отталкиваться при изготовлении платка на Выставку «Красный платок»:
На Урале проживают 35% русских, 28% башкир и 27 % татар, остальные 10% это чуваши, марийцы, коми-пермяки, мордва и другие народности.
К коренным народам Урала относятся вогулы (манси), коми-зыряне, коми-пермяки, коми-язьвинцы, башкиры, марийцы, удмурты, нагайбаки, татары. У каждой из народностей есть свои культурные истоки и элементы костюма, включая женский головной убор.
С конца 16-го - середины 17-го веков на Урале стали появляться переселенцы. Коллектив исследователей (авторы книги «Традиционный костюм русского населения Урала». Екатеринбург 2022) выделяют три категории жителей Урала:
1. Старожилы (кон.16-го- сер. 17-го вв. т.н. государственные крестьяне и служивые люди)
2. Заводчане (18-й век – мастеровые люди, работные люди и приписные крестьяне, прибежище для староверов) Взаимодействие и взаимопроникновение этнокультурных комплексов всех сословий и категорий населения. Производили одежду преимущественно староверы, ее носили и купцы (более богатый материал/ткани), которые старались что-то перенять у дворян. Взаимное влияние.
3. Переселенцы (к.18 в. – в осн. Тульская, Калужская, Казанская и Нижегородская губернии. Традиции этих территорий оказали влияние на костюм и ремесла Урала.
Начиная со 2-ой половины XVIII века юг Урала стал заселяться казаками, в основном из Оренбургской губернии. Они принесли с собой свою культуру и быт, свои обряды и свои костюмы. Казачий женский костюм отличался от других женских костюмов России. Головные уборы для казачек были обязательны. Платок изначально был элементом их головных уборов.
Как самостоятельные и повсеместно распространенные, платки стали носить на Урале во второй половине 19 века. В начале ХХ века платок становится основным женским головным убором.
Резюме: Уральский костюм и традиции появились в результате культурных интеграций и смешения национальных культур, как следствие, костюм включает в себя различные элементы.
Техники:
Основные техники при изготовлении платков: набойка, вышивка, роспись.
В 18 веке, в Пермской губернии существовало два вида набойки: белоземельная (прямое нанесение краски набойным штампом) и кубовая (окраска в кубах/чанах после нанесения резервирующего состава с помощью набойки). В конце 18 века в Екатеринбурге было 10 мастеров, которые красили ткани и делали набойку.
Вышивка на платке солык (марийский платок) чаще всего выполнялась счетной гладью (по счету нитей – обычно захватывались две нити полотна, было связано в со структурой ткани, из которой делался платок). Также орнамент вышивался в технике косая стежка с незначительным использованем стежка «росписью». Марийцы шьют солык из 2-х полотнищ, у уфимских марийцев бытует квадратный платок со стороной 80-90 см, у кунгурских – треугольный.
Роспись как техника широко использовалась в быту (утварь, мебель), в 1793-1798 роспись кисточкой использовалась при окрашивании тканей и мануфактурном производстве платков. Современные модельеры активно переносят роспись на платок.
Примеры:
Французский платок на Урале – это традиционный башкирский головной убор: платок красного цвета с белым узором. Существует мнение, что французские, флёровые платки (или "француз яулык") появились в Башкирии после Отечественной войны 1812 года. Дошедшие до Франции доблестные башкирские конники (их ещё прозвали «Северными амурами»), возвращались домой с победой. И в качестве трофея везли в подарок любимым женам, матерям и дочерям платки кумачового цвета с крупными белыми цветами.
Украшением платка служат позумент, мелкие монеты, либо вышивка пришитые по краю около лица. Его носили вместе с головной повязкой башбэйзэмес–маленьким ситцевым платком, который складывался косынкой и повязывался под кушъяулык на лоб, а концы завязывались на затылке. Край платка ҡушъяулыҡ, надевая, слегка отгибали. Середина длинной стороны платка, приходящаяся на лоб, могла украшаться с изнанки полосой ткани (сатин, ситец), вышитой счетной гладью или тамбуром. Среди вышитого узора могли помещать бисеринки или мелкие монетки.
В конце 19 века в Богдановическом районе был распространен ситцевый платок с рисунком ручной набойки, произведенный во Владимирской губернии, где основной рисунок был красного цвета. Платок был прямоугольной формы 100х91, в среднике–крупные листья и соцветия из пяти мелких четырехлепестковых цветочков, соединенные изогнутыми ветками с мелкими листочками. Средник выделен рамой в виде гирлянды из мелких трилистников. По кайме–волнистая лента с букетами цветов, чередующимися с крупным стилизованным с цветочной разработкой цветком в окружении листьев. По краю каймы–стелющийся волнообразно изогнутый побег с листьями и стилизованными цветами.
Невьянский район, д. Нижние Таволги в старообрядческом костюме присутствую красные шали.
Марийцы. Один из наиболее часто встречающихся мотивов вышивки – четырехконечный крест с ломаными лучами (узоры представлены в музее д. Малая Тавра в Свердловской области), называемый марийцами – «марыски». Среди образов марийской вышивки есть такие, которые связаны с животным миром – «овечье копытце». «бараньи рожки», «кошачья лапка». Растительные мотивы используются в многоцветном орнаменте на платке. Платок называется у марийцев – «солык». Платки часто украшались кистями. Более древние платки солык украшались вышивкой шерстяной нитью, поздние – шелком и ирисом.
В с. Коптель Шалинского района Свердловской области бытовали шелковые платки с вышивкой, в Режевском районе как повседневные носили ситцевые платки, а праздничным был шелковый платок красного цвета. Узоры и техники не упоминаются.
Современный тренд в изготовлении платков: это производство юбилейных и тематических платков, обращение к истории и ремесленным традициям, перенос мотивов народного творчества в современное изделие. Так, модельер Нина Ручкина, автор бренда «Русские в моде» переносит на платок мотивы Мезенской росписи по дереву.
В Арамили преподаватели Центра творчества «Юнта» перенесли на платок Урало-Сибирскую роспись, которая исторически наносилась на дерево и металл. При изготовлении платка к выставке можно использовать этот прием и подготовить современное изделие с элементами, знаками стиля, применяемого на Урале в историческом и культурном прошлом.
При поиске идей для элементов своего изделия есть возможность посмотреть книгу «Ивановские ситцы XVIII-начала ХХ века» Ленинград, Художник РСФСР, 1983. В ней представлены фото платков российских мануфактур. Книга есть в наличии в Фондах Центра традиционной народной культуры Среднего Урала. Книгу можно посмотреть по запросу к хранителю. Моб. +7 965 513 11 34. Лариса Васильевна.
Приложение 2.
Форма Заявка на участие в выставке «Красный Платок»
1. ФИО _____________________________________________________
2. Место жительства (указать город, название населенного пункта) ___
_____________________________________________________________
3. Ваш возраст _______________________
4. Как давно занимаетесь рукоделием (в случае коллекционного платка – как давно коллекционируете платки)? ________________________________
5. При наличии регалий, званий и наград, укажите, пожалуйста, какие из них нужно указать в аннотации к вашему экспонату__________________
____________________________________________________________
6. Укажите готовность предоставить на выставку (отметьте вариант)
6.1. Изделие (платок), изготовленное лично вами специально для выставки.
6.2. Изделие (платок), изготовленное лично вами ранее, при соответствии экспоната концепции Выставки.
6.3. Экспонат из личной коллекции платков (если экспонатов несколько, необходимо предоставить описание каждого)
7. Опишите, пожалуйста, заявленный экспонат
Укажите размер_________________________________
Укажите использованную для основы платка ткань (лен, ситец, шелк, шерсть, смесовые ткани) _____________________
Укажите технику нанесения рисунка (набойка, печать, роспись, вышивка) _____________
Какой элемент рисунка или техники имеет исторические/культурные корни_______________________________________________________________________________________________________________________________
Участвовало ли изделия в конкурсах/выставках ранее (укажите, в каких) __________________________________________________________________
Если ваш платок из коллекции, изготовлен давно и есть информация, укажите, пожалуйста, имя мастера/или название мануфактуры/производителя платка ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Прошу после окончания выставки в шести городских округах Свердловской области вернуть мне предоставленный выставочный экспонат (отметьте вариант).
8.1. Да, согласно Положению об участии в Выставке.
8.2. Не обязательно, возможно оставить платок в Ремесленном Кластере Свердловской области для использования в оформлении будущих праздников, организованных Кластером.
9. Напишите, пожалуйста, номер телефона для связи________________
10. Напишите, пожалуйста, вашу электронную почту________________
С Положением об участии в Выставке ознакомлен (а), заявляю о согласии на обработку персональных данных, предоставленных в заявке.
Дата _______________________
Подпись____________________